Вальпургиева ночь! Вас послали ко всем чертям? Это — на Броккен! 30 апреля!!!
Всеобщее смешение и наслоение друг на друга различных традиций часто образуют весьма забавные сочетания. Например, легендарная череда майских праздников, сложившаяся в советское время и парализующая производственную сферу страны на полмесяца, предваряется Вальпургиевой ночью — своеобразным профессиональным праздником женщин непростой судьбы средневековой Европы.
Вальпургиева ночь в колдовском учении — наиболее значительный из языческих праздников, посвященный плодородию, и один из главных шабашей, отмечаемых ведьмами.
Вальпургиева ночь — с 30 апреля на 1 мая, по германскому народному поверью, служит годичным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь вокруг своего повелителя-сатаны — на высокой, недоступной горе Броккен, где и справляют свой «шабаш».
Об этом поверье говорит Гёте в 1-ой части «Фауста». Оно сложилось около конца VIII века: так как 1-ое мая с особой торжественностью праздновалось язычниками как первый весенний праздник, то все те, кто не могли сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на смертную казнь, продолжали собираться в недоступных местах, чтобы песнями и плясками встретить 1-е мая. Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь. Название же произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти святой Вальпургии, сестры святого Видибальда, канонизованной в 778 году.
Вальпургиева ночь представляет собой то же самое, что и Бельтей, или Майский Канун, и отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны. Название Вальпургиевой ночи связано с именем Святой Вальпурги, Уимбурнской монахини (Англия), приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Она пользовалась чрезвычайной популярностью, и ее очень скоро начали почитать как святую. В римском списке святых ее день — 1 мая.
Своей славой Вальпургиева ночь, вероятно, обязана многочисленным процессам, проводившимся в средние века. Существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. В тоже время как писал видный ученый XVI века Варфоломей де Спина в труде «Исследование о ведьмах»: «Бесчисленное множество инквизиционных процессов и наказаний ведьм доказывает, что ведовство и колдовство действительно существуют: в противном случае инквизиторы, приговаривавшие ведьм к смерти, были бы несправедливыми судьями.
Так как церковь не только знает и принимает к сведению эти приговоры, но также санкционирует и одобряет их — следовательно, эти вещи действительны и истинны:». Спорить с такой аргументацией в те времена было бесполезно, поскольку возражающий автоматически попадал под подозрение в связях с нечистой силой.
Увлечение охотой на ведьм было всеобщим. Поскольку для получения доказательств было разрешено применять пытки, то не было недостатка в свидетельских показаниях непосредственных участников событий. Тот факт, что имущество подозреваемых конфисковывалось в пользу доносчиков, следователей и властей, создавал необходимую материальную базу для плодотворной работы.
Оригинальное обоснование преследования ведьм дал известный английский философ Томас Гоббс: «Что касается ведьм, я полагаю, что их колдовство не есть реальная сила, и, тем не менее, я думаю, что их справедливо наказывают за их ложную уверенность, будто они способны причинять подобное зло, — уверенность, соединенную с намерением причинить это зло, будь они на то способны».
Сегодня в Германии и Скандинавии в ночь с 30 апреля на 1 мая проходят молодежные музыкальные фестивали и праздники, которые нередко заканчиваются стычками с полицией.
Тиха Вальпургиева ночь, пьянящий воздух свеж
Мы от забот умчимся прочь опробовать манеж
Безумств и истинной судьбы познания времен,
Они оставили гробы, чье имя — легион.
И сотни бесов мчат в тиши. Рискни, приблизься к ним!
Рискуешь гибелью души или пламенем одним?
Три сотни пламеней назад, когда туман встает,
На гору Броккен сходит ад, и праздник настает.
От взгляда ведьмы молодой там леденеет кровь,
Там забывают про покой, и согрешают вновь.
Где в жарком свете факелов блестят разгулья тел,
Свободна плоть! И от оков приличий тут предел.
Тут Велиал разносит эль. Распутниц ублажив,
В тумане танца Азазель ответит, что есть жизнь?
Перечисляют здесь грехи и искушенья стон,
Тела юны, шаги легки, а имя — легион.
Проклятья с нежностью звучат, ласкает пламя всех,
На хрип срываясь, стонет ад от грешных тех утех.
Тиха Вальпургиева ночь, и веселится бес!
И улетают души прочь в безвременье небес.