Поздравляем вас с общенациональным праздником – Днем народного единства, символизирующим преемственность славных традиций прошлого, патриотизм, гражданственность, приверженность высоким нравственным идеалам!
А православные христиане празднуют День Казанской иконы Божией Матери
Всякой стране, для функционирования всякой устойчивой власти, нужны праздники. Система национальных праздников образует каркас любого здорового государственного образования, даёт зримое выражение государственной идеологии, вокруг них строится национальная идентичность, скелет государства. Стоит, например, посмотреть, как Америка, самая здоровое и сильное на сегодня государство, относится к своим праздникам: трепетно, бережно, и какой всеобщий энтузиазм они вызывают.
Религия — тоже идеология. В общественно-социологическом своем измерении она основана на праздниках.
У новообразованной Российской Республики с идеологией, особенно с национальной идеей, как известно, большая проблема: вместо четких определений в коллективной национальной душе колеблется большой знак вопроса.
Лишь к 2005 году власть, наконец, озаботилась этим ненормальным положением вещей, и в попытке решить проблему создала первый чисто путинский праздник — День народного единства.
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось:
«4 ноября 1612 г. войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Недостатки, даже несуразность, выбранной даты стали проявляться практически сразу.
Прокол — в выборе самого события и врага, вокруг победы над которым должен сплотиться российский народ.
Ведь Смутное время стало «смутным» потому, что тогдашняя правящая олигархия полностью разложилась, потеряла последние остатки чувства национальной ответственности, в массовом порядке стала сотрудничать с иностранными оккупантами. И пришедшее из русской провинции в столицу почти 4 столетия назад народное ополчение во главе с мясником Мининым и воеводой Пожарским изгнало из Москвы иностранных интервентов вопреки желанию или, в лучшем случае, при полной пассивности тогдашней правящей элиты, которая пошла на службу к захватчикам.
Именно народ взял тогда историю в свои руки — изгнал интервентов, обеспечил возможность продолжения существования своей родины, жизнь своих детей, заложил основы великой империи.
Что празднуем?
Взгляд со стороны творцов идеологии – Русской Православной Церкви
Забытые события
В начале ХVII столетия иезуиты затопили Русь «волной самозванцев и «воровских людей». В этот период польского нашествия (1605-1612), названный в народе «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Он был почитателем Казанской иконы Пресвятой Богородицы, явившейся в июле 1579 г. в Казани после гигантского пожара, автором «Сказания» о ней и Службы ей.
В 1610-1611 гг. первый описатель Казанской иконы, будучи уже Патриархом, как мог срывал планы передачи власти Владиславу и Сигизмунду, призывал страну на борьбу с поляками, благословлял ополченцев. Его бросили в тюрьму Чудова монастыря и уморили голодом в начале 1612 г. В 1914 г. он был прославлен как святой.
Но тогда, в трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, Патриарх Ермоген, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлёт в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабёж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем».
Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмёт ополчение под Своё покровительство. В осеннюю непогоду двинулось наше воинство на штурм Москвы.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. Завоеватели разоряли наши дома, глумились над нашими святынями. Тогда большинство русских поняли, что Бог попускает эту скорбь за грех богоотступничества; народ осознал, что любые несчастья в Отечестве происходят только потому, что каждый из нас грешит. Причина несчастья страны, беды государства — в грехе каждого. И тогда весь народ и войско, пришедшее из Казани под водительством князя Димитрия Михайловича Пожарского и купца новгородского Космы Миныча Сухорука, наложили на себя строгий пост во искупление личных грехов и грехов всего народа.
И вот после молебна пред чудотворным образом Казанской Божией Матери и трёхдневного поста, которым постился весь народ, Господь изменил Свою волю о нашей стране. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский). Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года русские войска, воодушевлённые видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через два дня — Кремль. В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нёс Владимирскую икону Богородицы, сохранённую им в плену. Потрясённый свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Казанская икона, бывшая в войсках Пожарского, в 1636 году была перенесена в новый храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе столицы.
В память об освобождении Москвы от поляков установлено было совершать в этот день особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Сначала это был лишь московский праздник, а с 1649 года он стал всероссийским.