Утром просыпаться было тяжко. Заснуть получилось ближе к рассвету, но пробудившийся народ не дал толком насладиться сном… ууу, изверги! Попили чай, перекусили, собрались, — и дальше в путь. Дорога была легкой, шли практически по ровному плато, только с места стоянки пришлось малость подняться.
Облака, цепляющиеся за горизонт
Пройдя немного по плато, вспомнили, что надо бы пополнить запасы воды. Отдохнули на краю большой поляны.
Крымская природа и мы
Дальше по пути попалась поляна с Голубиной пещерой. Она представляет собой, по сути, вертикальный колодец глубиной 20 м и используется как учебная для начинающих исследователей вертикальных пещер. В нее мы не полезли, т.к. не взяли веревок с карабинами, только осмотрели сверху и сфотографировались возле нее.
Потом Сергей предложил сделать промежуточную стоянку в гроте, и мы направились туда. Причем все — по одной дороге, со спуском и подъемом, а я — в обход, но по более ровной поверхности.
Но грот оказался занят, и мы пошли дальше. Остановились пообедать уже недалеко от пещеры Суук-Коба, как раз в это время возле нее были другие туристы, а позже они ушли.
Поев, мы снова, как и перед походом в пещеру Эмине-Баир-Хасар, переоделись в спортивные костюмы и взяли с собой рюкзаки. Эта пещера уже оказалась не окультуренной и не коммерциализованной… пока что. В общем, вполне дикая пещера, сохраненная почти что в первозданном виде. Конечно, не считая следов пребывания разнообразных туристов — как культурных, так и не очень, которые кое-где постарались увековечить факт своего посещения этого места. Под ногами скользко и мокро, никаких ступенек и ковриков, и тем более перил и электричества . Может, при тусклом свете фонариков все видно не настолько хорошо, но фотографии получились почти не хуже, чем в предыдущей пещере. Пещера очень даже большая, 210 м длиной (ее название переводится как «Холодная»), глубиной метров 40, в ней есть 7 больших залов и еще парочка «шкурных» лазов, куда мы не полезли.
Это мы перед входом в пещеру.
Начинаем спускаться.
Залаз или свет в конце туннеля на обратном пути
Спустившись чуть ниже, мы оставили рюкзаки в одной из ниш и пошли обследовать пещеру дальше.
На одной из стен довольно четко виден древний рисунок.
Разумеется, мы дошли до конца пещеры и обследовали там почти все. А зачем иначе было туда идти?
Вот натечные образования на содах перщеры, — камни, которые текли веками
Грот и плачущие стены
Кружок любителей спелеологии
Когда вышли из пещеры, батарейки фонариков практически у всех сдохли.
Выйдя из пещеры, пошли к стоянке с выложенным на ней словом «Вечность», которую присмотрел Артем еще перед спуском — отогреваться.
После пошли в Тысячеголовую пещеру, она же Бинбаш-Коба
Бинбаш-Коба несколько короче — 110 м. Вот как описывает ее в 1886 г. Е.Марков: «На полу…насыпаны страшною грудою человеческие черепа… Они лежат без счета и призора, как кавуны на малороссийском базаре».Возможно, это была усыпальница, могильник, где хоронили умерших, а возможно, здесь погибли укрывшиеся от врагов мирные жители. Существует несколько легенд, посвященных этой пещере. Вот одна из них.
Спасаясь от диких кочевников-завоевателей, местные жители поднялись на плато Чатыр-Дага и спрятались в этой пещере. Утесы и каменные глыбы, густой кустарник и деревья прикрывали узкий и неприметный вход в нее. Внутри пещеры был обширный зал, Способный вместить множество людей. Боясь попасть в руки завоевателей, беглецы редко выходили из пещеры. Вскоре их стали мучить голод и жажда. Вода, которую по каплям собирали со стен, не могла напоить всех. Тогда одна смелая девушка решила найти источник где-нибудь вне пещеры. Лунной ночью она вышла наружу и неподалеку от убежища, на небольшой поляне, среди цветов нашла родник с кристально чистой водой. Девушка стала по ночам ходить к источнику. Там, где ступали ее ноги, где падали из сосудов на землю капли воды, выростали дивной красоты цветы. Но однажды кто-то из воинов-завоевателей увидел цепочку ярких цветов, пролегшую от родника куда-то в заросли, к нагромождению каменных глыб. Прошли вражеские воины по этой цепочке и увидели вход в пещеру. Повелел предводитель их набрать побольше хвороста и сухой травы, завалить всем этим вход в пещеру и развести огонь. Потек внутрь густой удушливый дым, и погибли от него в страшных мучениях все беглецы. Народная молва исчисляет погибших в тысячу человек, отчего и названа пещера Тысячеголовой.
В Тысячеголовой пещере
А вот сюда, кроме нас с Артемом, уже никто не полез. Выше есть какой-то узкий лаз, напоминающий дымоход. Возможно, как раз там и есть тот самый непроходимый «второй выход», с помощью которого пещера вентилируется. Точнее, сначала туда понесло меня, а Артем уже присоединился попозже. Кроме того, у меня не было уверенности, что я смогу слезть обратно. Гы, это означает, что слезть-то я все равно как-нибудь слезу, но вряд ли получится не удариться и не испачкаться при этом. Хотя обратно спуститься получилось немного по другой стороне (Артем спускался первым и в этом убедился), и там оказалось легче.
Виды из пещеры
Впечатления от посещения этой пещеры нам немного подпортила шумная компания молодежи, которая громко разговаривала и даже ржала. У некоторых у в руках были даже бутылки пива и чего-то там еще. Как раз их угораздило нагрянуть в том момент, когда мы уже поворачивали обратно. Люда сделала им замечание, с ними, похоже. был кто-то старший, который ее за это даже поблагодарил, вроде стали шуметь чуть меньше, но все равно неприятно. Поэтому мы там уже долго не задерживались, сделали перед выходом несколько общих снимков, и пошли к Вечности ужинать.
Ужин у Вечности
А таким было утреннее пробуждение на следующий день
автор Darlana