О Гуманистах словами Психолога

 

Могу дать зеркальный взгляд. Только без тыкания носом — это не наш метод. А с пониманием наличия и гекслиных проблем и достовских.. которые возникают в жизни КАЖДОГО. И никак их не обойти, не объехать. Хотя конечно, «нормальные герои всегда идут в обход!» (с) «Айболит 66» Т.е. лично я всегда нахожусь в искушении — обойти проблему при помощи сильной ЧИ или решить ее при непосредственном столкновении.

Итого.. подумав несколько дней, я родила такую вот жуткую картинку из фильма ужасов. Про достовские проблемы. Это среднестатистическая жизнь, так что прошу не принимать очень близко к сердцу. И не забывать про жизнь индивидуальную и уникальность опыта каждого человека.

Начну с самой сложной проблемы. Сложной в связи с ее неразрешимостью. Это проблема темперамента. Потому собсно она и не разрешима в том смысле что переделать себя нельзя. Нельзя вставить себе другую нервную систему и восприятие, основанное на ее работе.

Чаще всего Достоевские обладают таким свойством темперамента как СЕНЗИТИВНОСТЬ. Сензитивность — это особенность эмоционального и чувственного реагирования на события внутренней и внешней среды. В переводе на русский сензитивность звучит как «чувствительность». Но чувствительность эта особого характера.. те скажем так, раздражители, что оставяют других равнодушными, никакими, у сензитивных людей вызывают повышенные реакции. Так работают органы чувств. Как тонкие барометры на изменения не только окружающей, но и внутренней среды.

Например, какой-то пейзаж.. картина природы может вызвать тончайшее и глубочайшее переживание. Которое не столь комплекс эмоций, связанный с комплексом ощущений, сколь высокий духовный полет или глубокое внутренее погружение в свой сложный и бесконечный интровертный мир. И не столь сиюминутное переживание, сколь реагирование всей душой, всей личностью, целостное. Духовный контакт Я-МИР. С осознаванием своей принадлежности миру.. но и осознаванием своего одиночества в мире.. Переживание невероятно сложное, неизмеримое и невозможное к раскладыванию на части. Чаще всего невозможное к объяснению и передаче другому, что еще больше повышает ощущение собственного одиночества, одиночества вплоть до изоляции.

Сензитивность так же сопровождается таким свойством человеческой природы как рефлексивность, т.е. осознавание. И ей противостоит (для лучшего понимания полезно рассмотреть противоположный полюс) — импульсивность. Импульсивный человек в отличие от сензитивного не имеет потребности осознавать каждое свое чувство. И поэтому чувства как комплекс эмоций у людей импульсивных — это просто чувства. Это мимолетные реакции, при помощи которых человек отреагирует мир. Сензитивный человек, отреагирует мир, как связанный с Я мир.

Еще одна важная особенность сензитивного восприятия противостоит уже демонстративности. Демонстративный человек чувства и эмоции демонстрирует, показывает, входит ими в контакт, ждет оценки. Сензитивный человек чувства не показывает, не демонстрирует. Сензитивное реагирование — это именно внутреннее реагирование, без выплеска наружу. Это такая повернутая внутрь тонкая кожа.. «прогон» чувств через всю личность, все ее слои.. включая самые страшные и теневые стороны души.. самые страдательные страдания.. «Невидимые миру слезы» (с) Собственно то от чего людям в большинстве своем свойственно убегать.

И Достоевским тоже, как и всем людям — свойственно убегать от этого. Прятать свою сензитивность от самих себя. Не «встречаться» с экзистенциальными проблемами, открытыми миру интровертами нашей квадры. С одиночеством, изоляцией, смертью, тревогой, смыслом жизни и любовью в их самых глубоких близколичных проявлениях. Это страшно — обнаружить в себе безграничную любовь к людям.. к смертным и несовершенным.. к уродливым и одиноким.. любовь к своим собственным уродствам.. и нелюбовь к ним же..

Но суть-то проблемы в том, что БЕЗ этой глубины жизни сензитивные люди теряют смысл жизни. Или не обретают его, т.к. лишают себя связанности и контакта с миром посредством глубоких и осознанных чувств. Так что.. слезы сензитивного человека — это порой подвиг личностного развития и нравственное высокое чувство, к сожалению недоступное всем. И потому несущее обладателю его осознание своего одиночества. Но и позволяющее обладателю его искать. Искать себя, свою идентичность и тех людей, которые готовы воспринять подобные чувства адекватно. Таких людей мало, к сожалению.. Но их поиск — это ИМХО, как раз задача вполне для БЭ+ЧИ.

Уффф.. первая и самаая сложная проблема обозначена. 

 

Автор Елена Заманская